Как только ребенок начинает правильно грести, характер поддержки меняется. В положении на спине двойная поддержка осуществляется уже тремя, затем двумя и, наконец, одним пальцем под затылок ребенка.
Все виды поддержек должны осуществляться предельно свободно, давая ребенку возможность проявить инстинкт самосохранения, лежащий в основе плавательных рефлексов.
На груди наиболее удобна поддержка двумя руками инструктора головы ребенка за щеки и подбородок. Одноручная поддержка на груди осуществляется "ковшиком" и также большим пальцем, его тыльной стороной под подбородок ребенка, остальные четыре поддерживают под грудь - вторая рука двумя пальцами слегка поддерживает затылок (поддержка "ухватом" - указательным и большим пальцами). Поддержка под подбородок закрывает рот ребенка, исключая попадание воды.
Автономные поддержки
Самостоятельное плавание ребенка на спине лучше всего осуществляется с автономной поддержкой головы при помощи пенопластовых или поролоновых плоских поплавков, вставленных в карманы чепчика и расположенных за ушами младенца.
Младенец может плыть с такой поддержкой в 3-4 месяца, немного раздвигая руки в стороны для баланса. Если ребенок активно гребет и балансирует в воде, занятия проводят бассейне типа "Малютка" или в большой ванне. Автономные поддержки при плавании на груди сложнее; как правило, они должны держать на линии воды плечи и подбородок, их можно применять только в том случае, когда ребенок активно двигает руками. Для закрепления навыка плавания на животе используются надувные резиновые игрушки -"уточки", круги; позже -деревянные или пластмассовые палочки, за которые ребенок может держаться руками.
Самостоятельное плавание
Переход к самостоятельному плаванию на спине сравнительно прост. Нужно просто уменьшать ручную и автономную поддержку, когда сила гребков младенца и способность удерживать голову на поверхности воды становятся вполне достаточными. Плавание на спине, как правило, не связано с задержкой дыхания и нырянием, а потому и более доступно в обучении. Особо способные дети могут самостоятельно удерживаться на воде в возрасте 4-5 месяцев жизни при условии систематических занятий.
Особое внимание обращается на отработку навыков ныряния - в подготовительном периоде в воду погружается только рот на 2-4 секунды- это тренирует задержку дыхания через нос. Затем инструктор шлепает ладонью по воде и вырабатывает у ребенка условный рефлекс на слово "ныряй"- при этом ребенок зажмуривает глаза и задерживает дыхание. После данного подготовительного этапа производится пробное ныряние по команде, затем ребенку зажимают нос, закрывают рот и погружают голову под воду на 2-4 сек. Погружения под воду необходимо проводить на двойной ручной поддержке в положении "на месте" от 1-2 до 6 раз за занятие.
Можно ли стимулировать речевое развитие во время занятий?
Очень важно улучшать навыки, приобретенные детьми на основе врожденных плавательных рефлексов, при помощи второй сигнальной системы - посредством слова. Употребление cлов "греби", "толкайся", "ныряем" способствует выработке условных рефлексов и стимулирует речевое развитие.
А когда малыш начнет плавать самостоятельно?
Необходимо подчеркнуть, что cкорость обучения младенцев плаванию, их закаленность зависят в большей степени от умения "тренеров"- родителей и в значительно меньшей - от способностей пловцов. Плавание в раннем возрасте носит общеукрепляющий, общеоздоровительный характер. Но следует отметить, что дети, плавающие в младенчестве, в более старшем возрасте не боятся воды и урои спортивного плавания осваивают быстрее.
Памятка родителям
-
Инструкторами по плаванию являются родители ребенка.
-
Занятия по плаванию проводятся в обычной домашней ванне, тщательно вымытой.
-
Для проведения занятий необходимы игрушки - висящие, плавающие, тонущие, предметы ухода за ребенком.
-
Занятия проводятся ежедневно в часы наибольшего бодрствования ребенка и оканчиваются за 15-20 мин до кормления.
-
Лучший возраст для начала занятий плаванием - 4 недели - 3 месяца, возраст врожденных плавательных рефлексов.
-
Перед плаванием необходимо в течение 4-6 мин проводить массаж и специальную гимнастику (движения руками и ногами, имитирующие кроль и брас).
-
Время первого занятия - 7-10 мин, затем оно увеличивается на 10-15 сек и доходит до 30-40 мин к концу года. Продолжительность занятий зависит от способности ребенка переносить физическую нагрузку .
-
Температура воды - 37,5°С. Форсированное снижение температуры воды недопустимо.
-
На первых занятиях ребенка необходимо класть на воду особенно осторожно, чтобы он не пугался.
-
Ребенка необходимо поддерживать во время плавания двумя или одной рукой. Методику поддержки и проводки ребенка, а также специальные приемы по обучению плаванию и младенцев родители узнают на консультациях в поликлинике, проводящихся один раз в месяц .
-
Глубина воды в ванне на первых занятиях - 30-40 см, через месяц ванна наливается полностью.
-
Большое значение для младенца в возрасте от 4 месяцев и старше имеет разнообразие игрушек, музыкальное сопровождение занятий. Своеобразным стимулятором движений ребенка служит игрушка-манок.
-