Рецепты · Диеты · Беременность и роды · Женский сонник · Тайна имени · Природная косметика
Форум [ архив ] · Поиск · Реклама на сайте · Вход для пользователей

Недоношенные дети: мифы и реальность


Здоровье ребенка
Растем вместе

Стереотип недоношенного
      Зависит ли наше отношение к ребенку от того, как мы оцениваем состояние его здоровья? Одинаковые ли способности мы обнаруживаем у доношенных детей и у родившихся раньше срока? (Обратите внимание: вопросы касаются не реальных возможностей ребенка, а их оценки.) Оказывается, на наше отношение к ребенку влияет предварительная информация о его здоровье, это подтверждают следующие эксперименты:


      Эксперимент I. Взрослым показывают видеозапись игр двух младенцев одного пола и возраста. При этом говорят, что один ребенок родился в срок, а другой недоношенный. Взрослые единодушно описывают первого младенца как сообразительного, подвижного, физически развитого, второго же называют пассивным, слабым, «ограниченным».


      Эксперимент II. Взрослым дают возможность поиграть с обоими героями фильма. При общении с «недоношенным» все проявляют особую осторожность: почти не берут ребенка на руки, предлагают ему примитивные игры и самые простые игрушки, хотя его поведение не отличается от поведения «доношенного».


      Налицо характерный как для родителей, так и для посторонних «стереотип недоношенного», когда физические и психические возможности ребенка заведомо воспринимаются как ограниченные, и общение с ним выстраивается в соответствии с этими представлениями. Такой подход не имеет ничего общего с заботой и вниманием, необходимыми ослабленному малышу; и вред его в том, что недооценка способностей ребенка приводит к неоправданному занижению требований, а это может ограничить активность и замедлить развитие ребенка.


      Показательно, что устойчивость «стереотипа недоношенного» зависит не от реальной зрелости ребенка, а от уровня осведомленности взрослых об особенностях его развития. Одна из задач статьи — дать мамам и папам необходимую информацию и помочь им в выработке принципов обращения с малышом, родившимся раньше срока. И еще мне хотелось бы дать несколько советов, касающихся того, как строить отношения с врачами и как преодолевать семейные трудности, связанные с рождением недоношенного ребенка. 

Начните с себя
      Не ищите виноватых. Нередко объективный анализ протекания беременности и родов подменяется в семье поиском виноватых. Таким образом люди подчас пытаются справиться с тревогой, испугом, ощущением непосильной ответственности за ребенка. Обычно так поступают лица, склонные к психологическому насилию (манипулированию другими, шантажу, пренебрежению, оскорблениям). Чаще всего кто-либо из членов семьи обвиняет молодую маму в неосторожном поведении во время беременности; отсюда недалеко и до негативных прогнозов: «Ты плохая мать, ты безответственна, тебе опасно доверять ребенка». Бывает, что вина приписывается отцу малыша («Плохо ухаживал за беременной женой!»), бабушке.


     
Столкнувшись с такими обвинениями, знайте: обидчик в первую очередь рассчитывает на вашу болезненную реакцию. Необходимо дать ему решительный отпор. Постарайтесь обсудить со всеми членами семьи вопрос о взаимной поддержке, выясните позицию и ожидания каждого. Помните: следует говорить о нынешнем моменте, а не вспоминать прошлые трудности и обиды.


      Будьте внимательны к своим чувствам. Именно в первые недели жизни ребенка, когда налаживается его эмоциональный контакт с окружающим миром, у мамы может развиться послеродовая депрессия . По разным данным, ей подвержены от 20 до 40% женщин. После преждевременных родов вероятность ее возникновения еще больше в связи с беспокойством матери за жизнь и здоровье ребенка. Что делать, если вы заметили у себя депрессивное состояние? Не позволяйте себе фиксироваться на негативных эмоциях, пытайтесь анализировать свои чувства. Для этого, например, полезно ответить на следующие вопросы:


 насколько обоснованно мое беспокойство?
 нужна ли мне поддержка, от кого я могу ее ожидать?
 какие занятия приносят мне сейчас облегчение, доставляют радость?
 каким я вижу своего ребенка: на кого он похож, какой у него характер?
 как я представляю будущее своего ребенка?
 

Как относиться к ребенку
      Начинайте общение с ребенком с самого рождения. В первые дни жизни незрелые дети нуждаются в покое, поэтому врачи ограничивают число и продолжительность посещений. Однако вы можете наблюдать за ребенком через стеклянную стену палаты: даже если малыш находится в кувезе, его движения хорошо видны. Посмотрите, как он реагирует на прикосновения медсестры, делает ли гримасы, шевелит ли пальчиками .


      Через некоторое время врач разрешит вам брать ребенка на руки, пеленать и кормить. Недоношенному ребенку в первые недели жизни необходим тесный контакт с мамой как «завершение» внутриутробного развития. Исследования свидетельствуют: чем более разнообразно и насыщено эмоциями общение новорожденного с матерью, тем быстрее ребенок растет, прибавляет в весе и развивается психически.


      Даже самые незрелые младенцы видят и слышат гораздо больше, чем нам кажется. Поэтому вне зависимости от того, есть ли реакция на ваши действия, как можно больше разговаривайте с ребенком, пойте песенки, поглаживайте ему ручки и ножки. Ребенок может оставаться внешне безразличным к подобному общению до 3-5 недель (а глубоко недоношенный и дольше), однако он многое воспринимает и накапливает впечатления, просто физически малыш еще слишком слаб для активного реагирования.


      При первых же ответных реакциях (оживление, глазной контакт) дайте ребенку почувствовать, что его действия вам приятны.


      Можно поместить в кувезе или кроватке яркую погремушку, надеть малышу цветные носочки, дать ему послушать музыку и запись голосов членов его семьи. Считается, что так младенцы скорее начинают различать цвета предметов, высоту и тональность звука, а богатство впечатлений стимулирует психо-эмоциональное развитие. Однако не всякая стимуляция полезна. Например, перед визитом в больницу не следует пользоваться духами и туалетной водой: некоторые запахи раздражают детей, вызывают нервное возбуждение и аллергические реакции.


      Ведите дневник, делайте фотографии. Начать делать записи о поведении ребенка можно чуть ли не на следующий день после родов. Такие дневники раннего развития помогают всем членам семьи еще до выписки ребенка познакомиться с его характером и подготовиться к его появлению. Дневник имеет смысл вести и в дальнейшем. Он может быть интересен не только как семейная реликвия: если у ребенка возникнут трудности в поведении или учебе, подробная история его раннего развития поможет специалистам дать индивидуальные рекомендации.


      Во время пребывания в больнице можно попросить у врача разрешения делать видеозаписи или фотографировать ребенка (только снимать нужно без вспышки). Папе, бабушке, старшему ребенку будет интересно и полезно увидеть малыша заранее.


      Помните о том, что развитие всегда индивидуально. Главный вопрос для мам и пап — насколько нормально развиваются их дети. При этом мы часто забываем, что в понятие нормы каждый вкладывает свой смысл: для одних родителей это прежде всего высокий интеллектуальный уровень, другие ожидают от ребенка спортивных достижений, третьи согласны, чтобы «хоть на троечки учился».


      Психологи при работе с недоношенными детьми применяют два критерия нормы:
 владение набором необходимых двигательных, игровых и речевых навыков;
 адаптивность (способность правильно оценивать новые жизненные условия, самостоятельно принимать решения и выполнять задуманное).


      Если в первом случае оценивается то, ЧТО умеет делать ребенок, то во втором речь идет о том, КАК (насколько гибко и правильно) он это делает.


      Иногда родители сравнивают «достижения» своего малыша с нормативами для доношенных детей, которые можно найти в популярной литературе. Такое сравнение в принципе допустимо, однако в первые 5-7 месяцев следует делать некоторую скидку: так, если ребенок родился восьмимесячным, а сейчас ему три месяца, то ориентироваться нужно на показатели для двухмесячных детей.


      Адаптивность младенца можно оценить, когда он, например, пытается дотянуться до новой игрушки или общается с незнакомцем. Впоследствии нужно смотреть на то, как ребенок привыкает к новому коллективу, как справляется с новыми задачами и т.д. Чем более гибким является поведение ребенка, чем больше возможностей он испробует, тем лучше.


      Недоношенные дети обычно очень чувствительны к любым новым обстоятельствам, но не всегда способны в достаточной степени сконцентрировать внимание и легко утомляются. Поэтому любое сложное задание на первых порах следует дробить на мелкие этапы и контролировать его выполнение. Занимаясь с ребенком, необходимо регулярно делать перерывы на подвижные игры, гимнастические разминки, а также чаще менять вид деятельности.


      Не пропустите тревожные симптомы. Не стоит паниковать, если малыш вдруг стал более вялым или капризным, чем обычно: это может быть связано даже с изменением погоды. Однако некоторые симптомы являются действительно тревожным сигналом:
 постоянное отсутствие ответного взгляда у ребенка с нормальным зрением старше двух месяцев;
 болезненная реакция (судорожные движения, плач, крик) на прикосновение, взгляд и звук голоса взрослого после полутора-двух месяцев.


      Такие явления иногда остаются незамеченными, особенно если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако они могут указывать на особое психическое состояние, которое может проявляться у недоношенных, — на ранний детский аутизм (состояние психической изоляции от окружающего мира). К сожалению, глубоко недоношенные дети относятся к группе риска по аутизму. Если вы заметили такие симптомы, следует проконсультироваться с медицинским психологом или психиатром.


      Оценивая способности своего ребенка, помните: ваша главная задача — найти индивидуальные положительные особенности, на которые можно опереться при коррекции любых трудностей.

 Как общаться с врачами
      Задавайте вопросы. Согласно исследованиям последних лет, около половины матерей недоношенных младенцев НЕ ЗНАЮТ диагнозов своих детей, еще 20% НЕ МОГУТ РАЗОБРАТЬСЯ в медицинских терминах и НЕ ПРОСЯТ у врача необходимых разъяснений.


     
Вы имеете право на полную информацию о состоянии здоровья ребенка, о том, какую помощь он должен получать, о прогнозе его дальнейшего развития. Лечащий врач обязан рассказать вам об этом в доступной форме и ответить на все вопросы — ваши и других членов семьи.


     
Спрашивайте не только о физическом, но и о психическом здоровье ребенка. Иногда незрелость организма становится причиной нарушений работы головного мозга — так называемой перинатальной энцефалопатии. Если вашему ребенку поставлен такой диагноз, поинтересуйтесь причиной и характером энцефалопатии: для понимания особенностей поведения и развития ребенка важно, какие именно отделы головного мозга страдают в результате заболевания.


      Зачем родителям «медицинская» информация? Многие родители считают информацию такого рода излишней, полагая, что этими вопросами должны заниматься только специалисты. Это не так: чем полнее будет имеющаяся у вас информация, тем легче вам будет установить режим, организовать уход и развивающие занятия с ребенком после выписки из больницы. Вы сможете помочь другим членам семьи понять причины поведения малыша и научить их распознавать «тревожные» симптомы. Запас специальных знаний полезен также для того, чтобы оценивать достоинства и недостатки методов лечения ребенка, которые предлагают специалисты. Помните, что отказ от того или иного назначения — это ваше право. При наличии у ребенка страхового полиса вы сможете также самостоятельно выбрать медицинское учреждение и врача (в системе обязательного медицинского страхования). 

Зоя Луковцева
Научный центр психического здоровья РАМН, медицинский психолог, к.м.н.


Недоношенные дети: мифы и реальность · Растем вместе · Мой малыш - Беременность и Роды
» Ваш новорожденный ребенок

» Малыш от 0 до 1 года

» Пеленание новорожденного

» Зачем ему пустышка?

» Что обязательно нужно для Вашего ребенка

» Трудности после кормления

» Развитие ребенка от 4 месяцев до 1 года

» Как долго кормить грудью?

» Примерный режим дня (от 1 до 2,5—3 месяцев)

» Режутся зубки!

» Что рассказал бы нам новорожденный

» Какие игрушки нужны ребенку

» Первый день рождения

» слинг для новорожденного

» СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ КОЛЯСКИ, КРОВАТКИ и др.

» ПИЩЕВАЯ АЛЛЕРГИЯ У ГРУДНИЧКОВ

» С новорожденным в самолете

» Малыш от 1 года до 3-х лет

» Развитие ребенка от 1 года до 3 лет

» Игры с красками

» Привет горшок, прощай подгузник!

» Чем и как кормить ребенка от 1 до 2 лет

» Простые развивающие игры в домашних условиях с детьми до трех лет

» Малыш от 3-х до 7 лет

» Развитие ребенка от 3 лет до 6 лет

» Развитие ребенка от 6 лет до 7 лет

» Время колес пришло

» Книжки детям от 2-х до 6-ти

» Детский сад

» Как новогодний костюм смастерить, чтоб сэкономить, но всех удивить

» Где же теперь искать невесту?

» Таблица примерных норм нарастания массы и роста ребенка

» Психология ребенка

» Чего бояться и чего не бояться дети?

» Спектакль одного актера

» Ребенок в постели с родителями

» Если ребенок не мучает вас бесконечными "почему" ...

» Игра - как дверь во внутренний мир ребенка

» Где начинается и где кончается сказка?

» Что мешает общению с ребенком

» Папина любовь

» Ах, эта детская любовь...

» Энциклопедия детских капризов

» Ничего не бойся

» Этапы психосексуального развития ребенка

» Маленькие врунишки

» Бранные слова

» А я дедушку любил...

» Как разговаривать со своим ребенком «про это».

» 10 ошибок в воспитании, которые все когда-нибудь совершали

» Детские характеры: от «шустриков» до «черепашек»

» Игры на преодоление застенчивости перед взрослыми

» Я - геймер!

» Здоровье ребенка

» Не плачь, малыш!

» Ребенок кашляет

» Компьютер и здоровье ребенка

» Родителям - о близорукости.

» Ангина: мы знакомы?

» Недоношенные дети: мифы и реальность

» У детского врача

» Плавание

» Опасные комнатные растения

» Продукты детского питания

» Ортопед: медицинское наблюдение малыша

» Внимание: не шмыгать носом!

» Заикание у детей

» Угол зрения

» Золотые правила успешного грудного вскармливания

» Отцами не рождаются

» Таланты вашего малыша:как их распознать?

» Как выбрать имя ребенку?

» Телевизионное дитя

» Во что одеть дорогого ребенка?

» Здоровье молодой мамы

» Проблемы, возникающие при кормлении грудью и пути их устранения

» Послеродовой период

» Депрессия у мам годовалых малышей

» Воспаление сосков

» Почему необходимо использовать методы контрацепции сразу после родов?

» Стройная мамочка здорового ребенка

» Как убрать живот после родов

» Детский массаж

» Анатомо-физиологические особенности детского организма

» Гигиенические требования

» Приемы и техника проведения массажа

» Интересное - детям!

» Пальчиковые игры

» Пазлы для крохи

» Смешные советы по воспитанию детей

» Новогодние снежинки

» Новогодние украшения своими руками: сделайте вместе с детьми

» Рецепты для детей

» Суперхлопья

» Творожный хлеб с фруктами

» Каша ягодная

» ПЕРСИКОВЫЙ ЙОГУРТ

» Картофельная запеканка с начинкой

» Протертый суп

» Каша манная с морковью

» Щи с яблоками

» Макароны с сыром

» Банановые оладьи

» Воспитание и обучение ребенка

» Развитие нестандартного мышления

» Одаренные дети. Какие они?

» Афоризмы о воспитание детей

» Воздух в детской комнате



· В начало

· Новый год
· Психология
· Стиль и мода
· Здоровье
· Косметология
· Полезные советы
· Карьера
· Образование
· Он и она
· Спорт и отдых
· Свадьба
· Семья
· Мой дом
· Читальня
· Звезды
· Кино
· Разное


Полезное
· Садовые цветы
· Косметич. словарик
· Таблица калорийности

Гороскопы
· Гороскоп на неделю
· Совместимость
· Мужской гороскоп
· Выбор партнера
· Другие гороскопы ...

· Карта сайта

На форуме





© 2002 - 2024 IWOMAN.RU

При использовании материалов сайта согласование с администратором и прямая гиперссылка на www.iwoman.ru обязательна.
Комментарии и статьи размещенные на сайте IWOMAN.RU, являются личным мнением авторов и могут не совпадать с мнением владельцев проекта.

Контакты: Размещение рекламы на сайте | Администратор | Редактор