Это объясняется тем, что важнейшим фактором душевного здоровья взрослого является та модель поведения, которая сложилась в течение первых лет его жизни. К шести-семи годам личность уже достаточно сформирована. Если в том возрасте, в котором вы сейчас находитесь, вы честны или лживы, надежны или безответственны, принимаете авторитет или отрицаете его, ладите с людьми или нет, - постарайтесь вспомнить себя, когда вам было 9-10 лет, и обнаружите, что между этими двумя вашими возрастными состояниями есть много общего. Если сейчас вы испытываете трудности с теми, кто вас окружает, будьте уверены: корни этих трудностей зародились в те самые первые 10 лет жизни.
Когда ребенок впервые видит дневной свет, он не в состоянии беспокоиться ни о ком, кроме себя. Он появился на свет, чтобы найти ответ на вопрос `Что здесь есть для меня?`. У него есть определенные врожденные инстинкты, и все, чего он хочет в жизни, - это удовлетворить их.
В первые месяцы жизни человек никому ничего не дает и не старается никому понравиться. Он не собирается приспосабливаться к своей матери и ждать до семи утра, пока она его накормит. Он не принимает во внимание, что его берет на руки какая-нибудь ласковая гостья в красивом платье, и может спокойно сделать его мокрым и грязным. Он громко пищит даже в том случае, когда мама действительно занята или в доме гости. Он не в состоянии понять наших уговоров или выговоров по поводу своего поведения, но он может испугаться наших недовольных его поведением лиц, нахмуренных бровей и громких звуков. Он стремится заставить мир вращаться вокруг него.
Он действует с очень ясной и простой целью: направить все усилия на то, чтобы удовлетворить свою двойную безотлагательную потребность: `Получить все удовольствия, которые я могу получить; избежать всей той боли, которой я могу избежать`. Под болью ребенок имеет в виду не только укол иглой или ощущение какой-нибудь другой физической боли, но любое неудовольствие, неудобство или неприятность.
Большую часть первого года главный интерес ребенка и форма его удовлетворения заключены в получении молока. Все остальное для него - пустяки: где он сидит, лежит, что-нибудь еще. Вся его жизнь связана с этим единственным источником удовлетворения. Через рот осуществляется связь ребенка с миром. Он использует рот не только для того, чтобы принять в себя пищу и уменьшить напряжение во внутренностях: в то же время он впитывает любовь своей матери. Главное событие - это прием пищи каждые три-четыре часа, и та, которая прижимает его к себе во время кормления грудью, по большому счету так же важна, как и сама пища. Маленький ребенок наверняка будет питать к ней теплые чувства, пока она будет проявлять заботу о нем; он начинает учиться любить людей.
Если прием пищи не доставляет ребенку удовольствия, он вырастет тревожным; его контакт с людьми будет строиться на недоверии, отвержении социальных контактов. От оральной фазы (так называется период эмоционального развития ребенка до двух лет) будет зависеть, вырастет ли человек зависимым, несамостоятельным, малообщительным, или он будет `душа любой компании`.
Для ребенка в этот период важно не только получить удовольствие от пищи, но еще иметь тактильный (кожный) контакт с любящими руками матери, слышать ее голос. Мать не может давать ребенку слишком много любви - `слишком` в этом возрасте не бывает. Его любовь к людям будет прямо пропорциональна той, которую он получает с рождения до двух лет. Многие родители скажут: `Мы очень любили своего ребенка`, - не подозревая, что на самом деле отвергали его - не кормя грудью, не держа на руках и не разговаривая с ним. Эквивалент любви для ребенка в этот период его жизни - пища, тепло материнских рук и нежный голос. Только так он сможет научиться отдавать любовь людям, вырастая.
Следующий опыт, чрезвычайно важный для формирования нашего характера и наших взаимоотношений с людьми, состоит в приучении к туалету. На протяжении второго и третьего года процесс получения удовольствия сосредотачивается на главном физическом интересе - выведении пищи и питья из организма.
Все, что происходит в этот момент, очень важно для ребенка и имеет прямое отношение к процессу дефекации (выведения кала из прямой кишки). Он рано узнает, что от того, ходит он в туалет или нет, во многом зависит, получит ли он одобрение, любовь, станет ли `маминым большим мальчиком` или же `негодником`. Если случается, что ему хочется отомстить, проявить своенравие или упрямство, это заканчивается очень плохо для всех. Тем не менее решение принимает он один, и, как скажет вам любая мать, он знает это с самого начала игры. Это единственная процедура, которую контролирует он. Поскольку в этом отношении ребенок может поступать, как ему хочется, несмотря на родителей, которые желают, чтобы он выполнял их требования, этот процесс воспитания, в смысле определения взаимоотношений с родителями и миром, даже важнее оральной стадии.
Многие родители используют метод длительного убеждения, пробуя просить, умолять, принуждать, угрожать и даже требовать - все бесполезно. Потом, как только ребенка выводили из туалета, он испражнялся. Ребенок в этот период учится выражать свое неодобрение или неприязнь; он уже усвоил первый урок того, как быть упрямым, как делать по-своему. Чем строже родители приучают ребенка к туалету, тем большее сопротивление он может оказывать; чем больше родители поощряют его, выражая ему свое уважение, одобрение, поощрение, тем менее упрямым становится ребенок. В этот период ребенок учится заслуживать любовь, похвалу и одобрение, учится отдавать собственную любовь. От нас, взрослых, зависит, будет наш малыш терпеливым, любящим или станет упрямым и злым. Именно этот возраст формирует людей, которые получают удовольствие от того, что все вокруг себя разрушают, причиняют боль другим, являются скупыми, жадными.
В этот возрастной период применимо мудрое правило: ведите себя в отношении всей процедуры приучения к туалету настолько естественно, насколько можете. Прежде всего пытаться вынудить маленького ребенка испражниться по требованию родителей - полная нелепица, создающая почву для неприятностей. Сажать ребенка на горшок и настаивать, чтобы он сидел там, пока не испражнится, неизбежно означает зародить в нем нежелательные черты характера. Помощь родителей должна проявляться в том, чтобы хвалить ребенка, когда ему удается это сделать в нужном для нас месте. Ругать ребенка, а также стыдить его ни в коем случае не рекомендуется. `Сухость`, которой хвастается мать, - это всякий раз результат ее умения отводить ребенка в туалет с правильными интервалами. Ребенок только так научится контролировать свой мочевой пузырь.
Следующая стадия эмоционального развития ребенка связана с половыми органами. Мальчик осознает, что у него есть половые органы, а девочка обнаруживает, что в ее теле есть одна часть, которая представляет для нее особый интерес. Происходит это к трехлетнему возрасту. Ребенок выражает свое естественное любопытство, задавая вопросы и проводя собственные исследования.
Многие родители наносят своим детям вред, заставляя ребенка замолчать, прекратить расспросы и исследования своих органов. То, что должно было бы быть самой прекрасной и возвышенной радостью жизни, любви, супружества, отцовства и материнства, с самого начала извращается, становится чем-то `гадким`, `грязным` и абсолютно `неприличным`. А именно эта фаза формирует у нас умение общаться с людьми противоположного пола.
В том, что ваш ребенок периодически увлечен своими половыми органами, нет ничего криминального. Только в случае излишнего интереса, когда ребенок ничем другим не может заняться в угоду получения удовольствия с помощью своих половых органов, стоит вмешаться, переключить его внимание и предложить замену. В возрасте, когда ребенок начал интересоваться своим происхождением, важно свободно рассказать ему правду о его рождении доступными словами. Правда, как бы грубо она ни прозвучала, никогда не принесет столько вреда, сколько ложь, как бы она ни увлекала и ни будила воображение.
Еще несколько советов о том, как давать ребенку информацию о сексе. Всегда отвечайте одновременно только на один вопрос и не засыпайте его информацией, к восприятию которой он не готов. Вопрос ребенка - это точное указание на его способность и готовность принять и усвоить интересующие его сведения. Думайте при этом: `Мне задал умный вопрос человек, которого я люблю и уважаю, и я собираюсь сказать ему правду прежде, чем кто-нибудь опередит меня, сказав неправду или искаженную полуправду`.
Так происходит и так происходило с каждым из нас. Ребенок проходит три основные стадии развития. Все они заканчиваются к трем, максимум к четырем годам. Каждая из них связана с особой частью анатомии, которая на данный момент представляет для ребенка самый большой интерес. Три области: рот, сфинктер, гениталии - становятся не только предметом особого внимания, но из переживаний, связанных с ними, рождаются способы получения удовлетворения и умение справляться с разочарованием. На этих стадиях устанавливаются модели того, как и на что ребенок будет направлять свои интересы, сочувствие и ненависть, модели поведения, которым он будет следовать всю свою жизнь. Именно через отношения со своими родителями во время этих событий он узнает (или не узнает), что значит быть любимым.
Е. Журавель, г. Ярославль, `Дошкольное образование`