Когда мы приходим в супермаркет, мы обычно не задумываемся о том, что вся его планировка рассчитана на то, чтобы заставить покупателя оставить на кассе большую сумму. Приемы, которым пользуются при оформлении витрин, не являются нечестными — посетителям магазина ничего не навязывают и не вводят его в заблуждение относительно цены. Однако нельзя отрицать, что, так или иначе, продавцы пытаются манипулировать покупателем при помощи хитрых уловок.
Специалисты по маркетингу часто называют обычный зал супермаркета лабиринтом, и совершенно не зря: обычно пространство организовано таким образом, чтобы гость магазина прошел по всему залу мимо всех полок с товарами, а не просто взял что-то одно и сразу отправился на кассу, где современная кассовая техника посчитает его скромные затраты. Продукты, за которыми приходят чаще всего — хлеб, молоко, овощи и так далее — находятся в дальнем конце зала, а сразу у входа располагаются необязательные вещи — сувениры, косметика, журналы, сладости и подобные товары. Посетитель может схватить что-то, что не собирался покупать, просто потому что товар привлек его внимание.
По принципу лабиринта организованы магазины «Икеа». По пути от входа к складу и кассам вам придется просмотреть все отделы, а стенды с забавными недорогими мелочами повторяются на всем пути следования, и наверняка покупатель положит в свою сумку с покупками что-то сверх того, что он запланировал приобрести.
Существует еще один известнейший прием: самые дорогие товары расположены на уровне глаз, продукты подешевле — на полках выше или ниже. Получается, что если человек хочет купить любые хлопья, он возьмет те, что подороже, потому что они попались ему на глаза, более же экономичные варианты остаются вне поля зрения — их нужно специально отыскивать.
Есть еще одна выгодная высота — уровень глаз ребенка. На полки, которые хорошо видны детям, ставят сладости, чипсы, жвачку, газировку, йогурты в «прикольной» упаковке — словом, все, что любят малыши, хотя это им и не полезно. Часто родителям проще оплатить то, что их отпрыск бросил в тележку, чем спорить с капризничающим чадом.
Рекламные акции и скидки на продукцию также призваны стимулировать продажи, или же просто избавиться от остатков невостребованной продукции. Покупателю не особенно нужен тот или иной шампунь, но он купит его, поскольку тогда ему в подарок дадут полотенце или дезодорант. Этот метод стар, но он все еще отлично работает.
Не стоит думать, что магазины участвуют в каком-то заговоре, единственная цель которых — облапошить доверчивых клиентов. Торговля — это двигатель прогресса, и магазины стремятся увеличить свою прибыль, чтобы развиваться. В конце концов, аренда просторных помещений, оформление зала и проектирование электроснабжения, парковка, охрана, обслуживание ККМ, и прочие необходимые для удобства покупателей вещи стоят немало.