Все мы слышали выражения "кутюр", "от кутюр", "высокая мода". Но многие ли знают, что стоит за ними, и каким критериям должна соответствовать продукция мастера, чтобы добиться столь высокого титула?
Во-первых, есть большая разница между "кутюр" и "От кутюр" (вот так, даже с большой буквы, чтоб сомнений не оставалось). Разницу эту определяет такая серьёзная организация, как Парижский Синдикат Высокой Моды (Chambre Cyndicale de la Couture Parisienne).
По его правилам продукция "от кутюр" должна быть изготовлена не меньше, чем на 70% вручную. Большое количество Домов Моды удовлетворяют этим требованиям за счёт использования вышивок и аппликаций. Платья шьют из специально изготовленной для них ткани, единственной и неповторимой. Естественно, себестоимость подобного материала очень высока, и уже поэтому вещи "От кутюр" чрезвычайно дороги.
Чтобы получить сертификацию "От кутюр", в модном доме должно работать не меньше 20 человек, два раза в год необходимо представлять международной прессе показ не менее 50 моделей. Бюджет Дома Высокой Моды, как правило, составляет 15-20 миллионов франков в год.
И наконец, для того, чтобы получить право называться домом "От Кутюр" необходимо располагаться в Париже и только в Париже. Будь ты хоть трижды гениальным итальянцем, британцем, американцем. Хочешь быть "От Кутюр" - отправляйся в признанную столицу моды и основывай там свою штаб-квартиру, бутик, ателье.
Как понимаете, исходя из такого жёсткого подхода, домов "От Кутюр", по определению, не может быть много. Их и есть всего около двадцати. Именно они вносятся в основной календарь Недели Высокой моды в Париже. Сезон начинается с презентации новых коллекций великих модельеров. Они проходят в январе и в июле, как правило, в комплексе "Круазель дю Лувр".
Недели высокой моды старательно избегают какой-либо связи с неделями моды прет-а-порте, по традиции проходящими в марте и октябре. Хотя представляют коллекции одни и те же Дома - Шанель, Диор, Живанши, Лакруа и др. На показах "От кутюр" считают своим долгом присутствовать самые богатые и знаменитые люди мира, которые могут себе позволить платье от 100 тысяч долларов и больше.
Помимо "От кутюр" есть приглашенные на Неделю. Это Дома моды, которые также шьют одежду по мерке с клиента, но которые не отвечают остальным критериям дома "От Кутюр". Поэтому они называются просто "Кутюр", и также принимают участие в неделе высокой моды.
Кроме приглашенных членов есть члены-корреспонденты Французской Федерации Высокой Моды. Это модные дома, которые делают "От Кутюр" в своей стране, но которые не имеют права называться "От Кутюр" в Париже, так как они располагаются не в Париже. Среди них такие всемирно известные Дома, как Валентино и Версаче, а также российский Валентин Юдашкин.
После всего вышесказанного вас наверное не удивит тот факт, что подобные Дома Мод - убыточные предприятия, ведь затраты на костюмы, показы, рекламу намного выше доходов за продажу подобной "эксклюзивной" продукции. Механизм обогащения несколько иной - это торговля именем, маркой. На тысячах фабрик шьют одежду с эмблемой, например, Версаче. Один цент за имя на каждой единице продукции - и этого вполне достаточно.
Конечно, астрономические цены делают продукцию "От кутюр" недоступной простым смертным, однако на достижениях высокой моды держится индустрия готового платья. Именно "От кутюр" массовая мода черпает новые силуэты, лини, краски.