|
Автор |
"Утерянное искусство кастратов" |
Alexandra
Сообщений: 12177 | 21 Мар, 2006 г. - 16:15   |
Несколько лет назад, когда я сосредоточился на написании книги об истории оперных певцов, мне приснился сон, в котором я слышал голос певца-кастрата, исполнявшего арию Ombra mai fu (опера "Ксеркс") Генделя. Я не могу точно описать услышанный мною божественный голос, хотя я помню его в деталях: это было нечто среднее между звуком пароходной трубы, завыванием привидения и пением английской оперной дивы Кэтлин Ферриер.
Кастраты (castrati или evirati, как их вежливо называли), вероятно, являются самым странным феноменом в истории западной музыки, и новая выставка, посвященная им в Доме-музее Генделя, выглядит захватывающей. Во времена Генделя эти увлекательные создания приносили самые большие кассовые сборы театрам и музыкальным залам, и состоятельный, шумный и любящий сенсации Лондон был тем местом, где у них появлялись самые верные фанаты. Гендель, как величайший композитор Лондона, писал для них лучшие из своих произведений.
Евнухи были неотъемлемой чертой исламского мира задолго до того, как они появились в Италии XVII века, которая стала единственной западной страной, где широко применялась кастрация: операция считалась незаконной, но родители мальчиков ссылались на несчастные случаи при встрече с дикими кабанами, тем самым отгораживаясь от преследований.
По имеющимся данным, под нож ежегодно отправляли четыре тысячи мальчиков предпубертатного возраста. Из них на успешную карьеру могла надеяться только половина, но возможность грести деньги лопатой и простота первого шага – быстрый надрез канатика, который идет от яичек, – казались слишком соблазнительными и заставляли закрывать глаза на риск.
У гормонального дисбаланса было множество деформирующих последствий. Кастраты жили необычайно долго и были крайне высокими. У них вырастала густая шевелюра на макушке, но не было волос на теле и ногах, а походка становилась неуклюжей, словно подпрыгивающей. Важнее то, что у них не утолщались голосовые связки и не "ломался" голос. А в районе грудной клетки грудь выдавалась вперед.
Все эти физиологические особенности давали кастратам возможность особым образом контролировать громкость звука и дыхание. Композиторы того времени создавали виртуозные оперы в расчете на это. Но, прежде всего, зрителей захватывала яркая меланхоличная красота вокального тембра.
Женщины сходили с ума по кастратам, и, как свидетельствуют лондонские дневники того времени, романтическая связь с одним из этих экзотических созданий считалась заманчивым приключением, чему способствовало и то, что сексуальные отношения с ними не могли привести к беременности (эти бесплодные мужчины все же были способны на эрекцию и оргазм). У кастратов-гомосексуалистов было еще одно преимущество: они с легкостью могли замаскироваться под женщину: в одного из них угораздило влюбиться Казанову.
На протяжении большей части своей карьеры Гендель работал с Сенесино (урожденный Франческо Бернарди), заносчивость которого вне сцены делала его невыносимым. Гендель называл его "чертовым глупцом", но Сенесино был одаренным актером, а также экспрессивным певцом, и Гендель написал для него великолепные роли Юлия Цезаря и Орландо.
Другим кошмаром был Кафарелли (Гаэтано Майорано), для которого Гендель написал арию, которая снизошла ко мне во сне, Ombra mai fu. Позднее у композитора было более счастливое сотрудничество с очень привлекательным Гаэтано Гуаданьо, который пел в "Самсоне", "Теодоре" и в "Мессии".
Закат искусства кастратов пришелся на начало XIX века: Наполеон решил, что издаваемые ими звуки попахивают старым режимом. Постепенно они вышли из моды, а романтическим спросом стали пользоваться полнокровные тенора.
Сегодня музыку, написанную для кастратов, исполняют меццо-сопрано или альты. Но как бы ни было прекрасно пение Джанет Бейкер или Андреаса Шолля, оно звучит как-то не по-настоящему – даже не так, как в моем сне, – и любой поклонник музыки барокко должен испытывать сожаление, что, за исключением новых несчастных случаев при встрече детей с дикими кабанами, эта уникальная раса сегодня вымерла.
Руперт Кристиансен, Daily Telegraph
| |
Doctor
Сообщений: 2772 | 21 Мар, 2006 г. - 16:59   |
Quote:
| У гормонального дисбаланса было множество деформирующих последствий. Кастраты жили необычайно долго и были крайне высокими. У них вырастала густая шевелюра на макушке, но не было волос на теле и ногах, а походка становилась неуклюжей, словно подпрыгивающей. Важнее то, что у них не утолщались голосовые связки и не "ломался" голос. А в районе грудной клетки грудь выдавалась вперед. |
|
До чего ж приятно находить отгадки на многие явления
В свой последний заезд к родителям в отпуск подывился в очередной раз на кота-долгожителя-альбиноса. На моей памяти он был всегда, оказалось ему 14. Кастрировали в юности, чтобы по бабам не ходил, а был тихим и домашним. Когда на теле нет даже серого пятна, а все белоснежное и пушистое, посчитали, что бабам слишком хорош подарочек Мдя...там бы точно ничего не осталось после городских подвалов и канализаций. Так что решение было принято единственно верное и правильное.
Когда котяра сей выворачивает из-за угла, я с содроганием отслеживаю, когда же наконец закончится эта тела- он неимоверно длиннющий, правда я с сантиметром вокруг него не лазил.
...Но голос стал
Как, зараза, с утра начинает акапелло ( Робертино в натуре) , так концерт заканчивает только после полноценной жратвы. А жрать он хочет всегда
Неужели Робертино меня переживет
| |
B_Vera
Сообщений: 14354 | 21 Мар, 2006 г. - 17:30   |
Никогда в такие тонкости не вдавалась, а теперь стало интересно, евнухи и evirati-это же не одно и тоже... Верно?
| |
Doctor
Сообщений: 2772 | 24 Мар, 2006 г. - 18:23   |
Кастрированные певцы были особенно популярны в XVII...XIX веках как исполнители специальных партитур в певческом искусстве. Вначале кастрированных певцов приглашали для исполнения религиозных произведений, а позднее также и оперных. Кастрацию детей-певцов предпринимали в возрасте 7...8 лет.
Кастрированные поют с дыхательной силой взрослых, но гортанью ребенка. Так, при высокой тональности и широком диапазоне голоса (до 2...3 октав) у кастрированных при сильном голосе отмечается большая продолжительность тона – до 60 секунд. Считают, что голос кастрированных обладает большим, чем женские голоса, диапазоном, особенно расширенным в низком секторе. С возрастом голос у кастрированных постепенно снижается от сопрано к альту, сохраняя, однако, характерный нейтральный тембр. Известный болгарский профессор-фониатр Иван Максимов в своей книге «Фониатрия» пишет, что в XVIII веке в Италии насчитывалось около 4000 кастрированных певцов. В настоящее время подобные голоса в оперном искусстве не используют.
================
А не в оперном? А Д. Руссос?
| |
Alexandra
Сообщений: 12177 | 24 Мар, 2006 г. - 18:27   |
Quote:
| А не в оперном? А Д. Руссос? |
|
Доктор, спешу Вам (и всем) поведать. Тов. Руссоса знаю лично . Ужасно похотливый субъект , так вышло, что я стояла на сцене с фотографами, а он внизу разговаривал с организаторами. Чувствую, меня взглядом кто-то ест. А у меня ножки пухлые, а юбочки я ношу неприличные.
Так этот уж прям облизывался...
Так вот, в контракте с ним было оговорено, что ему в каждом городе нужна девочка. И даже цена была указана .
Но поёт он хорошо. Безотносительно него самого.
| |
|
"Утерянное искусство кастратов" |
|
Внимание ! Вы просматриваете архив форума Iwoman.ru с октября 2002 по апрель 2010 года.Присоедениться к общению можно по новому адресу форума: club.iwoman.ru. Добро пожаловать ! |
|
|
|