|
Автор |
Symphonie Fantastique - Виртуальный роман |
hide
Сообщений: 301 | 18 Авг, 2008 г. - 14:31   |
Symphonie Fantastique, как сказали бы сейчас, "основана на реальных событиях". В конце 1820-х годов в Париж прибыла театральная труппа Уильяма Макреди. Давали, конечно, Шекспира - немного раньше, в "век разума", его сочли бы слишком варварским и грубым, а теперь он как раз входил в моду. Примадонной труппы была ирландская актриса Гарриэтта Смитсон; в Лондоне ее карьере мешал провинциальный выговор, но в Париже и в наши дни это мало кто заметит, а тогда по-английски тем более понимали немногие. Смитсон имела бешеный успех. Берлиоз побывал в театре - и влюбился с первого взгляда. То, что он не был знаком с предметом своей страсти, ему не мешало - он писал ей безумные влюбленные письма и не мог отделаться от наваждения. Плодом этого виртуального романа и стала "Фантастическая симфония" - одно из первых программных произведений в западноевропейской музыке.
Программное - это значит, что структура выстраивалась не только с помощью чисто музыкальных средств, но и с помощью средств литературных. У "Фантастической симфонии" есть сюжет - он подробно описан в сопроводительном тексте ("программе"), который получал на премьере каждый слушатель. Роль Гарриэтты исполняла навязчивая, запоминающаяся, красивая мелодия, возникающая в том или ином виде в каждой из частей симфонии. Сюжет вкратце таков: герой безнадежно и страстно влюблен. Он мечется, не в силах избавиться от наваждения (часть первая, "Мечты"). Он пытается развлечься и развеяться (часть вторая, "Бал") — тщетно: мысль о возлюбленной настигает его, и бешеная мелодия танца не приносит облегчения. Он пытается удалиться под сень струй (часть третья, "В полях"), слушает пасторальную перекличку двух пастухов (гобой и английский рожок) - но надвигающаяся буря снова напоминает ему, что всюду страсти роковые и от судеб защиты нет. В своем эскапизме герой ударяется в наркоманию; в опиумном бреду ему кажется, что его ведут на казнь за убийство возлюбленной (часть четвертая, "Марш на эшафот"). Пятая часть - "Сон в ночь шабаша" - продолжает безысходную психоделическую тему; в ней навязчивая идея героя превращается в уродливый плясовой мотивчик.
Гарриэтта, которую сам Берлиоз упорно называл Генриэттой, считала письма безумного француза слишком откровенными, и в наши дни, вероятно, подала бы на него в суд за навязчивое преследование. Но в конце концов, по прошествии нескольких лет, после того, как Берлиоз успел съездить на долгосрочную стажировку в Италию, мадемуазель Смитсон все-таки приняла приглашение композитора, переданное через общих знакомых, и пришла послушать симфонию. Музыка ли ее поразила, личное ли знакомство с автором пламенных писем произвело неожиданно сильный эффект - в 1833 году Берлиоз и Смитсон поженились. К этому времени ее карьера уже клонилась к закату, финансовые дела были расстроены, устроенный друзьями бенефис не принес желаемых результатов. Семейная жизнь не удалась: Гариэтта пила, супруги бурно ссорились, и спустя пресловутые семь лет разошлись. Плодом их союза, если не считать "Симфонии", был сын Луис.
http://ezhe.ru/ib/issue591.html
| |
|
Symphonie Fantastique - Виртуальный роман |
|
Внимание ! Вы просматриваете архив форума Iwoman.ru с октября 2002 по апрель 2010 года.Присоедениться к общению можно по новому адресу форума: club.iwoman.ru. Добро пожаловать ! |
|
|
|